Технологически правильно обустроенное дорожное полотно надежно функционирует в течение всего эксплуатационного периода. Чтобы обеспечить надлежащее состояние поверхностей путей сообщения важно на начальном этапе выполнить грамотное проектирование объекта. В процессе строительства соблюсти все технологические процессы, требования к габаритам трассы.
Нормативные условия строительства, реконструкции дорог
Возведение, ремонт автомобильных путей сообщения регламентируется СНиП, госстандартами, законодательными актами субъектов РФ. Строительство начинается с инженерной подготовки. Проводятся изыскания на всем протяжении будущей дороги. На основании полученных данных выполняется проектирование линейного объекта. По классу, эксплуатационным особенностям дороги подразделяются:
- Постоянные, с прочным основанием и покрытием из асфальта, железобетона;
- Выполненные из плит (бетонных, железобетонных), размещенных на песчано-гравийной подушке;
- Профилированные грунтовые, укрепленные гравием, песком, щебнем;
- Временные, с покрытием из железобетонных плит на естественном основании.
Выбор конструкции автодорожного покрытия осуществляется в зависимости от предназначения трассы, видов грунтов, климат-условий. Важное значение имеют параметры автомагистралей различного назначения.
Основные габариты
При строительстве неукоснительно должны соблюдаться размеры дорожного полотна, определенные нормативами. Основные требования стандартов к ширине трасс:
- Однополосные автодороги ≥ 3,5м;
- Двуполосные с расширением для остановки машин ≥ 6м;
- Трассы с движением автопоездов, тяжелых машин, длинномеров 8-12м;
- Минимальный R закругления на поворотах 12м, с увеличением ширины полотна на таких участках.
Расширение дорожного полотна на закруглениях увеличивает в этих местах ширину проезжей части. Для однополосной трассы 3,5м на повороте она составит 5м. При строительстве внегородских автомобильных путей проектируются и составные части дорог. Важность соблюдения надлежащего соответствия нормам определяется безопасностью эксплуатации.
Несоответствие габаритов покрытий, отсутствие или выход из строя составных частей автотрасс оказывают существенное влияние на повышение уровня аварийности. По статистическим данным анализов ДТП на долю некачественного обустройства дорог приходится более 25% аварийных случаев.