Обследование автомобильной дороги и технического состояния строительных конструкций технологических эстакад проведено в целях сбора исходной информации, необходимой для разработки документации по обеспечению проезда крупногабаритного и тяжеловесного груза по территории ООО «ЗапСибНефтехим», Тюменская область, г. Тобольск, Промзона.
Основание для проведения обследования автомобильной дороги и технического состояния строительных конструкций:
1. Техническое задание на выполнение рабочей документации выполнения мероприятий по обеспечению провоза крупнотоннажных грузов под технологическими эстакадами для проекта «Строительство нового комплекса производства пропилена дегидрированием пропана и деривативов (ДГП-2)»;
2. Программа работ на выполнение работ по обследованию с целью выполнения рабочей документации выполнения мероприятий по обеспечению провоза крупнотоннажных грузов под технологическими эстакадами для проекта «Строительство нового комплекса производства пропилена дегидрированием пропана и деривативов пропилена (ДГП-2)», шифр 1-ПР/96-23.
Комплекс работ, проведенных при обследовании, включал в себя:
- Отбор керна
- Георадарное зондирование
- Замеры геометрических элементов дороги
- Визуальное обследование уровня содержания с фотофиксацией
Комплекс работ по обследованию предусматривал оценку следующих характеристик:
1.Определение параметров геометрических элементов дороги:
- Количество полос движения;
- Ширина проезжей части дороги;
- Тип и толщина дорожной одежды;
2. Оценка состояния дорожной одежды:
- Трещины;
3. Оценка состояния земляного полотна:
- Определение высоты насыпи.
4. Оценка состояния обустройства и обстановки дороги:
- Оценка состояния стоек и щитов дорожных знаков;
- Загрязнение дорожных знаков;
- Правильность установки дорожных знаков;
- Наличие свисающих древесно-кустарниковой растительности над проезжей частью;
5. Обследование пересечений и примыканий:
- Тип пересечения и примыкания;
- Оценка состояния пересечения и примыкания.
Георадарная съемка выполнялась с целью определения типа дорожной одежды обследуемого участка.
Для оценки толщины асфальтобетонного покрытия и определения типа дорожной одежды применен георадар ОКО с антенным блоком АБ-1700, имеющий центральную частоту 1700 МГц с максимальной глубиной зондирования до 1 метра.
По результатам георадарной съемки обследуемого участка было выявлено, что дорожная одежда относится к жесткому типу.
На этапе выполнения полевого этапа работ заверка получаемых результатов георадиолокационных измерений было выполнено путем сопоставления с фактической толщиной асфальтобетонного керна, отобранного в точке из слоя асфальтобетонного покрытия. Количество точек отбора кернов - 1.
Отбор керна из слоев асфальтобетонного покрытия был выполнен с использованием алмазной установки. Измерение толщины кернов, отобранных из слоев асфальтобетонного покрытия, выполнено на 4 взаимно перпендикулярным граням. За результат измерения принято среднее арифметическое значение четырех измерений.
По результатам обследования автомобильной дороги было выявлено влияние инженерных сооружений, коммуникаций, технических средств обеспечения дорожного движения, опоры освещения и т.п. которые могут воспрепятствовать проезду КТГ с заданными габаритами. Для сооружений и элементов, не выполняющих условия проезда КТГ представлены следующие предложения по обеспечению требуемого габарита:
- Подземные коммуникации требуется усилить или переместить.
- Опоры уличного освещения демонтировать с последующим восстановлением.
- Вырубка деревьев с последующим восстановлением.
- Дорожные знаки демонтировать с последующим восстановлением.
- Кабели линии освещения - демонтаж с последующим восстановлением.
- Эстакада №1 «Главный ствол» переустройство эстакады и углубление до требуемой отметки с последующим восстановлением.
- Эстакада №2 кабельно-трубопроводная на перекрестке «Бутадиеновая-Административная» - демонтаж эстокады с переустройством лотков и кабельных сетей под автодорогу с последующим восстановлением дороги.
- Эстакада №3 к тит. 578 ЦТН-10кВ (ЦПР 10кВ) возможный демонтаж трубопроводов теплосетей и углубление до требуемой отметки с последующим восстановлением.
- Существующая асфальтобетонная дорога – переустройство (уширение, заглубление) дороги с параметрами, обеспечивающими проезд КТГ с заданными габаритами, с последующим восстановлением.
- Железнодорожные пути - демонтаж с последующим восстановлением.
- Металлическое ограждение - демонтаж с последующим восстановлением.
По результатам проведения предварительного (визуального) обследования строительных конструкций:
- Сформированы схемы и ведомости видимых дефектов и повреждений строительных конструкций, расположенных в зоне планируемого проезда, с фиксацией их мест и характера;
- Выполнены описание и фотофиксация дефектных участков;
- Уточнены места устройства шурфов и проведения испытаний строительных конструкций;
- Проведена предварительная оценка технического состояния строительных конструкций.
Целью инженерно-геологических изысканий являлось получение достаточных материалов и данных, необходимых для принятия проектных решений, расчетов оснований, фундаментов и конструкций зданий и сооружений, их инженерной защиты и других необходимых мероприятий по объекту.
В задачи инженерно-геологических изысканий входило изучение инженерно-геологических условий территории изысканий, а именно:
- изучение инженерно-геологического строения, генезиса, состава и условий залегания пород в пределах исследуемых объектов;
- изучение гидрогеологических условий;
- исследование физико-механических свойств грунтов, определение расчетных характеристик;
- определение химического состава грунтов и подземных вод, их агрессивности к материалам строительных конструкций;
- выявление опасных и неблагоприятных геологических и инженерно-геологических процессов и явлений.
Цель инженерно-геодезических изысканий – получение необходимых и достаточных данных о ситуации, рельефе местности, природных, социально-экономических условиях участка работ для подготовки проектной и рабочей документации, строительства и последующей эксплуатации объекта.
Геодезические работы разделяют на три этапа: подготовительный, полевой и камеральный. Подготовительный этап включал в себя подготовку программы инженерно-геодезических изысканий, полевой этап – рекогносцировочный и измерительные процессы, а камеральный – вычислительный и графический процессы, составление технического отчета.
Результаты инженерно-геологических и инженерно-геодезических работ представлены в виде технического отчета, сопутствующих ведомостей и топографического плана. Полученные топографические материалы по основным техническим показателям и по результатам приемки удовлетворяют требованиям и пригодны для проектирования.
В рамках данного проекта перед проектировщиками ООО «СТП» была поставлена задача запроектировать трассу для проезда тяжеловесных автотранспортных средств с крупногабаритным тяжеловесным грузом по территории ООО «ЗапСибНефтехим».
Отличительной особенностью проекта являлось необходимость запроектировать трассу для провоза груза с габаритами 109,2х11,5х14,5 м (ДхШхВ) и массой не менее 1328 тонн. Транспортировка такого груза предусматривалась двумя самоходными тележками SPMT, имеющими по 22 осей с 8-ю колесами на каждой. Дополнительной сложностью при проектировании являлось стесненность условий, обусловленная существующей застройкой территории, в том числе существующими эстакадами.
Подходы к проектированию трассы были стандартные, однако на каждом этапе проектирования необходимо было учитывать особенности транспортного средства: при проектировании плана - радиусы кривых, при проектировании продольного профиля – радиусы вертикальных кривых и величину продольного уклона, при проектировании поперечного профиля – ширину проезжей части, габариты пересекаемых эстакад, необходимость уширения проезжей части на поворотах. Поскольку габариты эстакад не достаточны для провоза негабаритного груза, пересечение предусматривалось с устройством выемок. В связи с чем, особое внимание было уделено поверхностному водоотводу.
При конструировании и расчете дорожной одежды учитывались сверхнормативные нагрузки, а также особенности будущей эксплуатации дороги. Важной особенностью принятия проектных решений являлось их вариантность на каждом этапе проектирования, в том числе и вариантность применяемых транспортных средств, рассматриваемая Заказчиком.
Несмотря на нестандартность поставленных задач, проектировщики ООО «СТП» успешно справились с ними, была запроектирована трасса для проезда тяжеловесных автотранспортных средств с крупногабаритным тяжеловесным грузом по территории ООО «ЗапСибНефтехим», полностью удовлетворяющая особенностям транспортных средств.