Испытания -это одна из составляющих жизни любой возведенной конструкции, а также, в частности, и моста или мостового перехода.
Испытания мостов проводятся с целью выявления действительного напряженно-деформированного состояния конструкции, нахождения фактических напряжений и усилий в конструкции и сравнения полученных натурных измерений с расчетными, а также принятия правильной стратегии по модернизации сооружения.
Испытания мостов по временному критерию можно разделить на 2 вида:
первый – это испытания, необходимые для введения моста в эксплуатацию (до начала его жизненного цикла),
и второй – испытания, необходимые во время жизни сооружения по причинам, описанным выше.
Специалистами ООО «СтройТехПроект» было проведено обследование на Объекте: «Обследование и испытание мостовых сооружений ООО «РН-Юганскнефтегаз», расположен на территориях Нефтеюганского, Сургутского, Ханты-Мансийского районов Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, также есть обследуемый мост через судоходную реку Большой Юган.
Работы при обследовании и испытании мостов
Обследования и испытания мостовых сооружений проводят в соответствии с техническим заданием на выполнение данных работ и услуг с целью определения технического состояния, выявления дефектов, разработки рекомендаций по устранению и предупреждению возникновения дефектов, по дальнейшей эксплуатации, ремонту, реконструкции сооружений, назначения режима движения и в других целях.В соответствии с указанным техническим заданием, предусматривается выполнить:
- изучение и анализ предоставленной технической исполнительной и проектной документации, результатов предыдущих обследований и испытаний и сведений о ремонтах в процессе эксплуатации сооружений;
- определение классов нормативных временных нагрузок АК, НК, допускаемых для пропуска по сооружениям с учетом их технического состояния для обоснования целесообразности проведения ремонта или реконструкции этих сооружений.
Работы по обследованию и испытаниям можно разделить на две группы:
• организационные (подготовительно-заключительные) работы;
• основные работы.
К основным работам относятся работы, непосредственно обеспечивающие получение результатов работы (отчетной документации).
По месту проведения основные работы по обследованию и испытаниям разделяются на:
• полевые работы, выполняемые на мостовых сооружениях, являющихся объектом обследования в полевых условиях и (или) носящие экспедиционный характер;
• камеральные - работы по обработке, анализу результатов полевых работ, по подготовке отчетной документации по обследованию и пр., выполняемые в условиях стационара.
Работы по обследованию и испытаниям мостовых сооружений включают следующие основные виды:
• подготовительные работы;• обмерные работы: определение основных размеров сооружения, его конструкций и элементов, измерение габарита приближения строений, подмостового габарита, определение толщины слоев одежды ездового полотна, измерения русла водотока (ширина, глубина) и др.;
• осмотр видимых частей сооружения конструкций с выявлением дефектов;
• контрольные измерения геометрических размеров (длины, ширины, высоты) основных несущих элементов (пролетных строений, опор, сопряжений, опорных частей, регуляционных сооружений), ездового полотна и тротуаров (габариты, толщина мостового полотна), расстояний между опорами (длин пролетов, раскрытие деформационных швов), шаг балок, свай;
• оценка свойств материалов неразрушающими методами;
• местные вскрытия арматуры в железобетонных конструкциях (при необходимости);
• извлечение образцов материалов для определения физико-механических свойств (при необходимости);
• лабораторные исследования извлеченных образцов материалов (при необходимости);
• изучение состояния русла с замером скорости течения и глубины;
• местные вскрытия элементов мостового полотна для уточнения их толщины и состояния;
• измерение глубины погружения свай фундаментов, исследование частей опор, находящихся над грунтом (тип фундамента, число и длина свай, состояние конструкций);
• определение прочности бетона неразрушающими методами с фиксацией мест и процессов измерений;
• измерение геометрических параметров сколов, разрушений, шелушения и других дефектов;
• измерение толщины защитного слоя бетона железобетонных конструкций;
• определение неоднородности строения и структуры бетона в железобетонных конструкциях (наличия недоуплотненного бетона, раковин, пор);
• оценка грузоподъемности пролетных строений расчетным путем (со сбором нагрузок, определением геометрических характеристик сечений, определением усилий от постоянных и временных нагрузок и проверки по условиям предельных состояний);
• анализ результатов расчетов, выводов о грузоподъемности пролетных строений;
• разработка рекомендаций по дальнейшей эксплуатации сооружений, при необходимости указание ограничений по скорости движения, нагрузке на ось и транспортное средство, дистанции между транспортными средствами при движении автомобилей в колонне или введение одиночного порядка пропуска;
• проведение испытаний сооружений статической и динамической нагрузкой.
Для проведения различных работ по обследованию сооружений ниже приведена таблица применяемого оборудования, приборов и инструментов с указанием работ ими осуществляемыми.
Планирование обследований существующих мостов производится на основе данных автоматизированного банка мостовых сооружений, а также сведений, получаемых при текущих и периодических осмотрах.
Для выполнения обследований и испытаний привлекаются специализированные организации, имеющие разрешения (лицензии и т.п.) на работы по обследованию и испытаниям, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Перечень приборов, оборудования и инструментов:
- Прибор для измерения прочности бетона Пульсар
- Прибор для измерения прочности бетона Оникс
- Прибор диагностики свай
- Прогибомер ПСК-МГ4.01
- Виброметр Вибран 2
- Электронный измеритель толщины защитного слоя бетона ИПА-МГ4
- Лупа измерительная L30 с подсветкой (или ЛИ-3-10)
- Набор плоских щупов
- Нивелир Н-3
- Рейка нивелирная
- Бинокль
- Штатив нивелирный
- Штангельциркуль
- Уровень строительный
- Перфоратор электрический (с комплектом коронок и сверел)
- Кувалда
- Молоток
- Рулетка лазерная
- Зубило для бетона
- Рулетка измерительная 5-10м
- Машина отрезная электрическая угловая
- Фотоаппарат
Оформление результатов обследований и испытаний
Результаты обследований и испытаний мостовых сооружений оформляются в виде технического отчета, технического паспорта, отчета о проведении инженерно-геологических изысканий на каждое сооружение.Отчет о проведенных обследованиях и испытаниях с выводами и предложениями составляется после полной обработки и анализа всех полученных материалов и данных.
Документы по результатам обследований и испытаний должны содержать:
• описание конструкций сооружения и необходимые сведения из проектной и другой технической документации по сооружению, использованные для обоснования выводов;
• краткое описание технологии строительства с указанием имеющихся отступлений, а также дефектов, возникших на стадии строительства;
• результаты контрольных и инструментальных измерений;
• результаты осмотра сооружения с указанием состояния отдельных его частей и описанием обнаруженных дефектов и повреждений; при большом количестве дефектов и повреждений составляется их ведомость;
• результаты испытаний моста (включая сравнение опытных данных с данными, полученными расчетным путем);
• выводы о состоянии сооружения и о соответствии его работы расчетным предпосылкам;
• рекомендации по устранению обнаруженных дефектов и повреждений;
• условия дальнейшей эксплуатации сооружения.
При необходимости проведения повторных обследований и испытаний (в том числе для изучения работы сооружения по истечении некоторого срока эксплуатации) или длительных наблюдений в выводах следует делать соответствующие предложения.
В отчет включаются чертежи, схемы, фотографии и другие иллюстрационные материалы. Вспомогательные материалы, расчетные таблицы и т.п. приводятся в приложениях.
В приложениях к отчету могут также помещаться: выписки из проектной, строительной и эксплуатационной документации, результаты поверочных расчетов, акты и материалы по работам, выполненным с привлечением специализированных организаций, и др.