Основными задачами эксплуатации труб являются:
- поддержание нормального водотока через трубу, проверка состояния русла на выходе и входе трубы, оголовков и звеньев труб, стыков гидроизоляции, укрепление насыпи, а также своевременное устранение появившихся дефектов.
- осмотр труб с целью выявления дефектов производится, как правило, после прохождения паводковых вод, а также после сильных ливневых дождей. При этом отмечают наивысший уровень воды в трубе и величину подпора перед трубой, проверяют положение звеньев и оголовков труб, определяют наличие и величины просадок насыпи, оценивают надежность укрепления русла и откосов насыпи, проверяют состояние русла на участках, расположенных на 100 м выше и 50 м ниже трубы, а также определяют заиленность отверстия.
- размер отверстия и конструкция трубы, струенаправляющие оголовки и укрепления насыпи, а также русло должны быть такими, чтобы в период паводковых и ливневых вод обеспечивался расчетный уровень воды и пропускная способность, а также не происходила фильтрация воды через насыпь.
В процессе осмотра водопропускных труб под насыпями автомобильных дорог следует проверять:
- проезжую часть над трубой, укрепления откосов насыпи, оголовков и открылков, лотки и русло с верховой и низовой стороны трубы, видимую часть трубы, а также положение трубы в горизонтальной и вертикальной плоскостях, состояние кюветов, примыкающих к трубе.
- Необходимо обращать особое внимание на режим работы трубы и толщину наносов в лотках, проверять правильность отметок лотка на входе и выходе трубы и по ее длине.
- При обследовании труб определяют состояние оголовков, звеньев, швов между звеньями, измеряют вертикальный и горизонтальный диаметры круглых труб, высоту и ширину отверстия прямоугольных труб, размеры конструктивных швов между звеньями и деформационных швов между секциями.
- В конструкциях оголовков и звеньев труб необходимо выявлять трещины и сколы в бетоне, мокрые пятна на бетонных поверхностях, следы коррозии арматуры, а также общие деформации элементов конструкции в виде просадок, смещений, растяжки труб, «сплющивание» элементов в вертикальной или горизонтальной плоскостях.
- В швах между звеньями следует выявлять разрушение чеканочного раствора, отсутствие конопатки, разрывы гидроизоляции, признаки растяжки трубы, разрушение швов, увеличение их ширины со временем, а также просадки лотка.
Для определения положения трубы в вертикальной плоскости необходимо произвести нивелирование трубы по лотку, позволяющее получить характерные изменения профиля лотка.